В 2021 году изменились
критерии обязательного
аудита бухгалтерской
финансовой отчётности

В 2021 году изменились критерии обязательного аудита бухгалтерской финансовой отчётности

Бухгалтер за компьютером
Мнения в комментариях к поправкам к закону расходятся. Аудиторы уверены, что их лишают работы, владельцы малых предприятий с осторожностью принимают изменения после аттракциона "Пандемия", штатные бухгалтеры тихо радуются избавлению от обязательного аудита их отчётов. Как же реагировать на корректировку? Разбираемся в статье:
  • 2021 vs 2020: новые критерии проведения аудита бухгалтерской отчётности,
  • только ли бизнес выигрывает от правок,
  • какую опасность для собственников организаций несёт отсутствие обязательного аудита,
  • как выгодно использовать новость?

Какие предприятия попадают под обязательный бухгалтерский аудит в 2021 году?

Аудит бухгалтерской финансовой отчётности - это дополнительная петля на шее малого бизнеса. Повлияли ли ограничения во время COVID-19, но государство ослабило давление. Поэтому с 1 января 2021 года проведение в организации аудита бухгалтерской отчётности больше не является обязательным, если вы предприятие:
  • чей доход за прошлый год составляет менее 800 млн. рублей,
  • чья сумма активов бухгалтерского баланса на конец года менее 400 млн. рублей,
  • фонд, у которого поступлений имущества (в том числе денежных средств) за отчётный год менее 3 млн. рублей.
Обратите внимание! До корректировок субъекты обязательного аудита определялись только выручкой. Теперь роль играет годовая сумма ДОХОДОВ.
До последней редакции за 2020 год в законе "Об аудиторской деятельности" фонды не проводили обязательный аудит достоверности бухгалтерской отчетности.
Однако, договор дороже денег предпринимателя. Поэтому, если под конец 2020 вы успели официально нанять аудиторскую компанию, отказаться от обязательных услуг не получится. Для вас поправки заработают к концу 2021.

Только ли малый бизнес выигрывает от отмены обязательного финансового аудита?

Нет. Но предпринимателям ответ вряд ли понравится. Это:
  • Бухгалтеры с низким уровнем ответственности
    Глоток свободных денег после пандемии может ненадолго ввести собственника (особенно, если он плохо знает тонкости ведения учёта средств) в эйфорию. Этим воспользуются «‎чёрные»‎ бухгалтеры.
  • Налоговая служба
    Ошибки, отсутствие порядка среди документов всегда приводят к увеличению налоговых выплат.
Всё-таки основная цель аудита бухгалтерской отчётности была и остаётся: исключить ошибки, тем самым снизить налоговые выплаты и защитить бизнесмена от мошенников.

Как без затрат на аудит финансовой отчётности защитить предприятие от ошибок штатного бухгалтера?

  • Шаг 1. Ввести количественную оценку бухгалтерского учёта
    Мы составили Excel-таблицу с основными контрольными пунктами. Скачать её вы сможете в конце статьи. С помощью таблицы будет вестись внутренний аудит бухгалтерского учета отчётностей.

    Отметим, что вам, как руководителю, иногда придётся обращаться к сторонним организациям, чтобы:

    а) контролировать добросовестность заполнения отчёта (если вы не знаете тонкости ведения бухгалтерии);

    б) повышать квалификацию сотрудников бухгалтерского отдела за счёт аудита.
    01

Как снизить затраты на вынужденный аудит/внутреннюю проверку бухгалтерской отчётности?

  • Сократить отчётный период
    Если дела ведёт один бухгалтер более двух-трёх лет, проверяйте только 1 год его работы. Из опыта мониторинга бизнеса специалисты ДельтаБаланс знают, что ошибки бессменного бухгалтера повторяются.
  • Аудит бухгалтерской или налоговой отчётности
    Выбирайте, что для вас важнее: безошибочные цифры для ФНС или корректные выплаты по дивидендам?
  • Проведение аудита бухгалтерской отчётности по документам или без них
    Когда вы доверяете специалисту как себе (или самостоятельно ведёте финансовую отчётность организации), можно обойтись недорогой проверкой по базе данных - экспресс аудит. В остальных случаях выбирайте полную проверку финансовых отчётов по бухгалтерским документам организации.
  • Шаг 2. Написать регламент для сотрудников
    Задача только для руководителя предприятия. Да, будет тяжело, время найдётся на всё, кроме этого дела, но…

    Готовый регламент решает несколько задач. Во-первых, сэкономите время на разъяснение задач новым сотрудникам и их обучении. Во-вторых, обозначите чёткий список обязанностей. Почему это полезно?

    • известны задачи;
    • прописаны условия их выполнения;
    • обозначены чёткие последствия за нарушение сроков;
    • облегчается контроль.

    В-третьих, регламент защищает и штат бухгалтеров, и собственника бизнеса при возникновении неправомерных действий со стороны одной из сторон.
    02

Что прописать в регламенте?

  • Должности и их функции
  • Чёткие требования к сотрудникам бухгалтерии
  • Инструкции: к программам, работе, по технике безопасности, т.п.
  • Систему контроля и отчётности
  • Систему хранения документов
  • Систему взаимодействия между отделами
  • Систему обучения
  • График работы и всё, что считаете нужным
Согласуйте регламент с бухгалтерами. Дайте возможность сотрудникам задать вопросы и внести правки, т.к. некоторые моменты им, как работникам, видятся чётче. Когда все тонкости будут улажены, оформите документ нотариально.

Как навсегда уйти от затрат на проведение аудита бухгалтерской финансовой отчётности?

Нанять команду бухгалтеров через аутсорс. Так вы:
  • сохраните время на написании регламента (все необходимые пункты прописываются в договоре)
  • перестанете беспокоится о качестве оказания услуг (команда ДельтаБаланс ценит репутацию выше лёгких денег)
  • сократите расходы (держать команду бухгалтеров на аутсорсе выгоднее и безопаснее, чем терпеть ежемесячные расходы от содержания штатных сотрудников и оплачивать услуги аудиторов)
ДельтаБаланс - открытая организация с прозрачной системой ведения бухгалтерской отчётности и добрыми ценами для бизнеса. Ознакомьтесь с ними, перейдя по ссылке.
Благодарим, что дочитали статью. Надеюсь вам было полезно. Как и обещали, дарим таблицу для качественной оценки работы бухгалтерского отдела.
С пользой и качественным подходом к вашим доходам.